ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п. 2.3.).
Наше дошкольное учреждение, выбирая методы и технологии эффективной социализации дошкольника заинтересовалось технологией «Клубный час». Данная технология является авторской технологией Гришаевой Н. П. ст. научного сотрудника института социологии РАН.
Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное — огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, где обсуждают осуществление детских планов.
Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения задач данной работы, а именно:
- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
- Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
- Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
- Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
- Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
- Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
- Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Актуальность заключается в том что, несмотря на острую потребность, в системе образования наблюдается дефицит технологий, направленных на социализацию, воспитание личности ребенка.
Новизна заключается в том, что внедрение педагогической технологии «Клубный час», которая способствует социализации дошкольников, послужит более эффективному решению задач социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО.
Практическая значимость проекта заключается в том, что при проведении «Клубных часов» организуются различные виды деятельности, способствующие развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества; создаются условия для свободного выбора детьми деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей.
Клубный час проводится каждую пятницу во вторую половину дня. В клубном часе принимают участие дети 2 групп (старшая и подготовительная).
Предполагаемые результаты:
-
повышение показателей развития и комфортности детей в образовательном пространстве ДОУ (по результатам педагогической, психологической диагностики);
-
повышение показателей удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности ДОУ;
-
развивающая предметно-пространственная среда в учреждении способствует эффективной социализации дошкольников. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заняться. Участвовать в "Клубном часе" могут те дети, которые согласны соблюдать определенные правила:
-
передвигаться по клубам спокойным шагом,
-
при входе на клуб приветствовать педагога и находящихся там детей, а при выходе прощаться,
-
соблюдать внутренние правила каждого клуба, и так далее.
Для поддержания выполнения правил нами была введена система красных кружков. Каждому ребёнку на время клубного часа выдаётся по три красных кружка, (фишки, любого отличительного знака, выбранного группой). Если взрослый видит, что ребёнок нарушает правила, во время «Клубного часа», то имеет право забрать кружок у ребёнка. Если ребёнок лишается всех фишек, то по решению коллектива группы отстраняется на некоторое время от посещения клубов. Таким образом, это дисциплинирует дошкольника, формируя у него такие качества, как самоконтроль, ответственность, самостоятельность Клубы, направленные на развитие познавательных способностей:
- Познавай-ка
- Экспериментирование
Клубы, направленные на развитие творческих способностей:
- Волшебная бумага
- Тестопластика
- Пластелинография
- Оригами
- Развесёлые музыканты
- Волшебный песок
Клубы, направленные на развитие физических способностей:
Ребята могут выбирать себе клуб по душе и посещать его еженедельно. Есть и те, кто успевает за час побывать в разных местах и попробовать разные занятия. Впервые наши дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Выбравшись из-под ежеминутной опеки взрослых, дети очень быстро приобрели умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Сейчас они усваивают, что такое час (как временной промежуток), и планируют, как его лучше провести. Таким образом, мы убеждаемся, что внедрение технологии «Клубный час» способствует формированию у дошкольников следующих личностных качеств: активный, самостоятельный, инициативный, коммуникабельный, организованный, ответственный, толерантный по отношению к окружающим. |